Йога Айенгара — это традиционная классическая йога, основанная Йога-сутрах Патанджали, которая включает в себя все восемь частей (Аштанга йога): яма, нияма, асаны, пранаямы, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Направление получило название по имени Б. К. С. Айенгара, современного Мастера йоги, живущего в Индии, в городе Пуна. Айенгар создал систему психофизического развития человека, которая была перенесена на Запад в 60-х годах прошлого века и адаптирована для европейцев.

В молодости Айенгар предпочитал динамичную и жёсткую практику, направленную на укрепление тела — именно так его наставник Т. Кришнамачар обучал молодых аристократов из воинского сословия (другой ученик Кришнамачара — Патабхи Джойс — стал продолжателем этого метода, который в последствие был назван Аштанга Виньяса йогой). Однако, поняв, что такая практика эффективна только для молодых и здоровых людей, и что в йогу важно привлечь всех, кто нуждается в её чудодейственной силе, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, Айенгар стал уделять больше внимания глубокой и тонкой работе в позе и терапевтическому воздействию асан. Он пришёл к выводу, что даже при очень медленном выполнении асан в каждом из этих положений тела происходит активная внутренняя работа.

Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар
(1918 — 2014гг.)

Создавая свою методику обучения, Айенгар испробовал на себе каждую асану и пранаяму. Гуру тщательно проанализировал воздействие всех упражнений на тело, психику и состояние ума. Б. К. С. Айенгар систематизировал более 200 классических асан йоги и 14 различных типов Пранаям (с вариациями многих из них) от самых простых к самым сложным. Они были структурированы и классифицированы таким образом, чтобы позволить начинающему йогу уверенно и безопасно прогрессировать в своей практике, и развивать гибкость, силу и выносливость тела и ума.

Может возникнуть впечатление, что Йога Айенгара просто гимнастика и глубокое дыхание или только асаны и пранаямы. Это неверно. Асаны и пранаямы просто использовать в качестве инструмента, с которым легче освоить все 8 аспектов аштанга-йоги Патанджали. Контроль тела это ключ к контролю ума. Интенсивность и глубина практики йоги Айенгара на физическом уровне влияет и изменение ума и духа. Во всех асанах йоги всё тело и ум должны научиться принимать участие. Нужно распространять своё внимание и осознанность до мельчайших частей тела, тогда ум становится бдительным, внимательным и острым. Через выполнение асаны также приходит понимание и применение этики — Яма и Нияма. Например, одной из ниям является шауча (чистота). Через практику осознанности в асане человек приходит к тому что, если он ест и пьёт слишком много ему труднее выполнять йогу, что само собой приводит к более чистой жизни. Другим примером этого является ахимса — отказа от насилия, которое могут быть применены в равной степени к любой ситуации, такие, как общество, так и физическое тело.

Пранаяма является необходимым условием для правильной медитации. Г-н Айенгар говорит, что хотя это теоретически возможно достичь медитативного состояния, но на практике это не возможно для 99% людей. В медитации ум абсолютно неподвижен, и хотя многие люди идут в классы медитации, и медитируют течение многих лет, но мало этого состояния. Ум слишком тонкий, хитрый и беспокойный, чтобы быть под контролем сознания. Поэтому рекомендуется Пранаяма. Мягкое, тонкое и управляемое дыхание позволяет гораздо легче сделать устойчивым ум. Тогда можно научиться отвлекать чувства от внешних объектов и культивировать состояние ума, где опыт медитации может прийти. Сидеть и пытаться медитировать не является гарантией результатов само по себе. Скорее основы медитации должны быть построены через практику первых пяти дисциплин йоги. Опыт медитации приходит, когда ученик готов.

Это отличительная особенность йоги Айенгара: медитация в действии. Практикующий выполняя асаны учится осознавать различные части тела. В начале ум блуждает от одной части тела к другой, но в процессе постоянной практики он приучается воспринимать всё тело целиком и одновременно. Ум стремится к большей внимательности и осознанности, глубже проникнуть в тело, чтобы достичь более точной и, следовательно, эффективной и удобной позы. Так ум обучается для достижения медитативного состояния.

Перечислим основные отличия и особенности метода данные Б. К. С. Айенгара:

  • Статичное выполнение асан с использованием различных приспособлений (блоков, ремней, валиков, стульев, одеял и др.). Благодаря всяческим приспособлениям, метод Айенгара подходит мужчинам и женщинам независимо от их возраста, состояния здоровья и происхождения.
  • Развитие практики идёт от простого к сложному. Сначала основное внимание уделяется стоячим позам. Время фиксации позы постепенно увеличивается, позволяя практикующему проникать сознанием в каждую часть тела и осознавать внутренние движения. Терапевтический эффект асан при этом усиливается.
  • Обычно занятия, посвящённые стоячим позам, наклонам, прогибам, балансам и скруткам, чередуются.
  • Большое внимание уделяется также перевёрнутым позам.
  • Гуруджи указывает на необходимость равномерного вытяжения тела в любой асане.
  • Подробное и детальное объяснение каждой позы.
  • В процессе практики тело становится сильным, гибким и симметричным. Понятие выравнивания тела в позе — одно из ключевых в йоге Айенгара. Выравнивая тело на физическом уровне, мы провоцируем изменения на энергетическом уровне, что оказывает влияние на психо-эмоциональное состояние, сознание и ум.
  • Все асаны и пранаямы осваиваются учениками постепенно: в начале выполняются простые упражнения, которые делают тело сильным и гибким, а переход к более сложным позам практически неощутим.

Эти особенности йоги Айенгара позволяют учитывать в процессе практики индивидуальные особенности конкретных людей и, таким образом, делают эту разновидность йоги доступной каждому.